Сообщество Викимедиа

Армине Агаян

Когда в сентябре 2013 года фотограф-любитель Армине Агаян собиралась опубликовать свою первую фотокнигу исторических мест и достопримечательностей Еревана, Армения, реклама на радио заставила её передумать.

Реклама анонсировала про конкурс фотографий «Вики любит памятники». Участники загружают свои фотографии под свободной лицензией в Викисклад. Это бесплатное хранилище мультимедиа, в котором хранится большинство изображений и видео, используемых в Википедии. Международные судьи отбирают лучшие фотографии.

Вместо того, чтобы опубликовать свои фотографии в виде книги, Агаян решила внести в конкурс более двух тысяч своих фотографий. Её изображения стали свободно доступными на Викискладе для всех, у кого был доступ к Интернету, в любой точке мира — и это было только началом деятельности Агаяна в Википедии.

Тысячи статей всего за пять лет

С тех пор Агаян стала одним из наиболее плодотворных участников в проектах Фонда Викимедиа и, в частности, в армянской Википедии. Она является автором тысячи статей в Википедии, сотни из которых она написала в рамках проекта «#100WikiDays», в котором участвовала девять раз․ Во время каждого участия Агаян каждый день в течение 100 дней создавала новую статью в Википедии.

В последнее время Агаян помогла в устранении пробелов в содержании Википедии, написав статьи. Часто, посещаемые ею места, являются источником вдохновения для статей, которые она пишет.

Документирование армянского изобразительного искусства

Агаян родилась в Веди, примерно в треёх десятках километров от столицы Армении Еревана. В детстве она была очарована достопримечательностями окружающими её. Это вдохновило её заняться фотографированием, увлечение, которое она перенесла во взрослую жизнь.

Публикация её фотографий в Викискладе дала Агаяну новую аудиторию для её работ. Как только её фотографии армянских памятников были загружены в Викисклад, Википедисты начали использовать их в статьях. Это вдохновило Агаяна на более активную деятельность, чем просто загрузка фотографий. Она начала создавать и редактировать статьи об армянских статуях, памятниках и достопримечательностях.

Агаян увидела, что один из её друзей Фейсбука создала статью об ереванских памятниках, где использовались её фотографии. «Вдохновленная этой статьей, я создала новую страницу о недавно открывшейся статуе в Ереване, используя тот же формат, что и  статья моего друга», — вспоминает она. Новая статья содержит несколько красных ссылок, которые означают, что эти страницы не существуют: Агаян и эти статьи создала.

Эта одна статья о статуе в Ереване, быстро переросла в проект по документированию изобразительного искусства по всей Армении.

«За год вместе с другом нам удалось написать про статуи и памятники не только Еревана, но и всей Армении», — говорит Агаян. Потом они начали писать статьи об армянских скульпторах, архитекторах и художниках. Агаян лично встретилась со многими из них, чтобы сфотографировать их для статей Википедии.

Участие в проекте «#100wikidays»

Вскоре Агаян решила принять участие в проекте «#100wikidays». «Я люблю проекты… потому что они вдохновляют вас на сотрудничество с другими википедистами», — говорит она. Она девять раз приняла участие в проекте, каждый раз в течение 100 дней создавая 100 статей в Википедии. Для каждого раза Агаян выбирает общую тематику для статей.

Например, когда Агаян 2016 году вернулась из Викимании — ежегодной конференции Викимедиа, в том году проходившей в северной Италии, она решила посвятить своё четвертое участие в проекте написанию статей об Италии. Точно так же она закончила девятое участие в ноябре 2017 года написанием статей о Канаде, после того, как приняла участие в Викимании.

В ходе других раундов Агаян сосредоточила свои усилия на идеях, в которые она верит. В 2016 и 2017 годах она начала создавать больше статей о женщинах. «Я присоединилась к онлайн вики-марафонам и проектам, написав биографии многих ярких и смелых женщин на моём родном языке», — говорит она. Её пятое участие в «#100wikidays» и «#10wikiweeks» было посвящено написанию статей о женщинах.

Во время одного из своих 100-дневных раундов Агаян написала статьи об армянских галереях, библиотеках, архивах и музеях — даже не зная о проекте «GLAM-WIKI».

«Я писала о музеях, галереях и библиотеках Армении, не зная о проекте GLAM-WIKI», — говорит Агаян. «После написания статей о каждом музее в Армении я начала сотрудничать с ними, освещая интересные экспонаты, которые они выставляют. На данный момент я сотрудничаю с Музеем истории Армении».

Учить и учиться каждый день

Написав тысячи статей в течение пяти лет, Агаян провела бесчисленные часы, помогая развитию армянской Википедии. Она говорит, что любит учить других, одновременно учась.

«Это прекрасное чувство, когда вы учите кого-то, как редактировать Википедию, и видите его первый вклад», — говорит Агаян. «Мне повезло быть вики-учителем для некоторых армянских художников и музейных работников».

«Каждый день редактируя Википедию, я узнаю и открываю для себя новые вещи», — объясняет она. «Когда я вижу, что статья, которую я написала или фотография, которую я загрузила в Викисклад, была использована средствами массовой информации или кто-то поделился ею в социальных сетях, меня наполняет радость… это вдохновляет меня редактировать всё больше и больше и помогать распространению свободных знаний».

Авторство фото

Photo of Armine Aghayan
CC BY-SA 3.0, Victor Grigas

In September 2013, amateur photographer Arminé Aghayan was about to publish her first photo book of historic sites and landmarks around Yerevan, Armenia. A radio advertisement made her change her mind.

The ad was promoting the Wiki Loves Monuments photography contest. Participants upload their photos under a free licence to Wikimedia Commons, the free media repository that holds most of the images and video used on Wikipedia. International judges select the best photos.

Instead of publishing her photos as a book, Aghayan decided to enter over two thousand of her photos in the contest instead. This made her images freely available on Wikimedia Commons to anyone who had internet access, anywhere in the world—and this was only the start of Aghayan’s involvement in Wikipedia.

Thousands of articles in just five years

Since then, Aghayan has become one of the most prolific contributors to Wikimedia Foundation projects and the Armenian Wikipedia in particular. She’s authored thousands of Wikipedia articles, hundreds of which she wrote while undergoing the #100WikiDays challenge nine separate times. During each challenge, Aghayan created a new Wikipedia article every day for 100 consecutive days.

More recently, Aghayan has helped bridge content gaps on Wikipedia through her writing. The places she visits are often inspiration for the articles she writes.

Documenting the Armenian visual arts

Aghayan was born in Vedi, about three dozen kilometers from the Armenian capital of Yerevan. As a child, she found herself fascinated by the sights around her. This encouraged her to explore photography, a hobby she carried into adulthood.

Sharing her photos on Wikimedia Commons gave Aghayan a new audience for her work. Once her photos of Armenian monuments were uploaded on Wikimedia Commons, Wikipedia editors began to use them in articles. This inspired Aghayan to get more involved beyond uploading photos. She began creating and editing articles about Armenian statues, monuments, sites, and places.

Aghayan saw that a Facebook friend had created an article about Yerevan monuments featuring her photos. “Inspired by his article, I started a new page about a recently-opened statue in Yerevan, using the same formatting of my friend’s article,” she recalls. The new article contains several red links — which signify that the linked-to page do yet not exist‍—so Aghayan created articles for those, too.

That one article about a single statue in Yerevan quickly grew into a project to document the visual arts across Armenia.

“Within a year, together with a friend, we managed to cover the statues and monuments not only in Yerevan but everywhere in Armenia,” Aghayan says. Their work expanded to Wikipedia articles about Armenian sculptors, architects, and painters. Aghayan met many of them in-person to photograph portraits for their Wikipedia biographies.

Taking on the #100wikidays challenge

Aghayan soon decided to participate in the #100wikidays challenge. “I love challenges … because they inspire you to collaborate with other Wikipedians,” she says. She’s completed nine #100wikidays challenges, each time creating 100 Wikipedia articles over 100 consecutive days. Aghayan focuses her efforts around a common theme for each challenge.

For example, when Aghayan returned from Wikimania 2016—the annual Wikimedia conference, held that year in northern Italy—she decided to dedicate her fourth #100wikidays challenge to writing Wikipedia articles about Italy. Similarly, she finished a ninth challenge last November with her hundredth article about Canada, the host of Wikimania 2017.

In other rounds of the challenge, Aghayan has focused her efforts on causes she believes in. In 2016 and 2017, she began creating more articles about women. “I joined online edit-a-thons and projects and wrote biographies of those brilliant and courageous women in my native language,” she says. Her fifth round of #100wikidays and #10wikiweeks were devoted to writing about women.

During another one of her 100-day rounds, Aghayan wrote articles about Armenian galleries, libraries, archives and museums (GLAM) — without even knowing about the GLAM-WIKI initiative.

“I wrote about the museums, galleries, and libraries of Armenia without knowing about the GLAM-WIKI project,” says Aghayan. “After writing articles about every museum in Armenia, I started to collaborate with them to cover the interesting items they exhibit. At the moment, I have a collaboration with the Armenian History Museum.”

Teaching and learning every day

After more than five years and writing thousands of articles, Aghayan has spent countless hours helping grow the Armenian Wikipedia. She says enjoys teaching others while learning at the same time.

“[It is a] great feeling when you teach someone how to edit Wikipedia and you see their first contribution,” says Aghayan. “I am lucky to be a wikiteacher for some Armenian artists and museum workers.”

While editing Wikipedia every day, I learn and discover new things,” she explains. “When I see that an article I wrote or photo that I donated to Commons was used by media outlets, or someone shared it on social media, I am filled with joy … it spurs me to edit more and more and to help free knowledge to spread.”

Photo credits

Photo of Armine Aghayan

Armine Aghayan

Victor Grigas

CC BY-SA 3.0